Пандемия Covid принесла много бед.

Многие люди умерли, некоторые из них были довольно старыми и потеряли зимы своей жизни, некоторые из них были совсем молодыми, у которых впереди была продуктивная жизнь, оставив после себя разорванные и неполные семьи. Общественная деятельность была ограничена, образование и работа были насильственно преобразованы, доставка остановилась и стала дороже. Часто нам сообщают о новых медицинских или эпидемиологических открытиях и рекомендациях, нас удивляют правительственные ограничения, не успевающие усвоить предыдущую партию. Мы наблюдаем множество противоречивых мнений и даже фактов, некоторые из которых явно являются следствием откровенной дезинформации или старого доброго отсутствия интеллекта, некоторые — более крепкий орешек.

Справедливо возникает вопрос, как же нам оставаться в здравом уме и, может быть, даже счастливыми в такие времена?

Я давно думал о том, чтобы записать свои мысли на эту тему, но, в отличие от многих других, я выжидал. Собственно, один из моих пунктов - не торопиться и выполнять все, что придет в голову, не подчиняться каждому требованию нашего действия и внимания. Тем не менее, спустя полтора года во времена Covid, я надеюсь, что мои идеи достаточно созрели, чтобы заслужить более широкое внимание.

Я не претендую на оригинальность — многие мои мысли были вдохновлены трудами Сенеки, Аврелия, Ницше, Макиавелли, Поппера, Канемана… Вместо того, чтобы продолжать это эссе, вам лучше прочитать их классические работы, не придется терпеть мое непонимание этого.

Или, если у вас на них меньше жизни, читайте дальше.

Эволюция

Дарвин популяризировал принцип выживания наиболее приспособленных. В царствах растений и животных интерпретировать легко — в долгосрочной перспективе преобладают те, кто способен добывать достаточно пищи и жить достаточно долго, чтобы производить потомство. Для людей все стало сложнее, поскольку, по крайней мере среди народов, способных прочитать эту статью, ни пища, ни раннее выживание не являются соревнованием. Предпринимаются попытки расширить первоначальный аспект выживания за счет качества жизни, с выживанием далеко за пределы воспроизводимого возраста, с обеспечением лучших стартовых условий для потомства.

Covid внес в игру несколько новых правил. По жестокой иронии судьбы теперь мы знаем, что кажущаяся физическая форма и здоровье не исключают тяжелого случая Covid или даже смерти. Фактические механизмы еще не полностью поняты, наряду с отсутствием консенсуса в отношении того, какая политика является правильной для разрешения социально-экономической деятельности при ограничении распространения.

Однако достаточно ясно, что существуют механизмы, повышающие шансы на успех. Получение вакцины, даже несмотря на то, что она все еще может выявить скрытый дьявольский эффект, для образованного человека является очевидным выбором. Сосредоточьтесь на здоровом образе жизни, управлении стрессом, таких особенностях, как витамин D или цинк, носите маски и максимально изолируйтесь — все это повышает шансы на выживание. И выживание — это не единственный вопрос — долгосрочный ущерб от Covid может сильно ухудшить качество жизни и способность к продуктивной работе.

Подводя итог, можно сказать, что в последнее время это одна из величайших возможностей заставить Дарвина гордиться некоторыми из нас. Знаю ли я, что вел себя оптимально в плане выживания? Нет, абсолютно — я могу быть неоптимальным во многих областях, а в некоторых из них я могу быть совершенно неправ. Тем не менее, я считаю, что провел хорошее исследование и размышление, и что я сделал достаточно.

И это утешает меня.

Многие могут умереть, и их смерть может быть следствием их собственной или чужой глупости. И это меня огорчает. Но я не Иисус, чтобы чувствовать ответственность за то, что не спас их.

Смена парадигмы

Во многих моментах нашей жизни обстоятельства меняются. По мере того, как мы стареем, мы постоянно переходим от того, чтобы наши родители несли полную ответственность за нас, через то, что мы становимся полностью независимыми, ответственными за наших детей, и снова становимся пожилыми и физически менее способными. Каждый из таких шагов приносит новые вызовы, новые возможности, новые требования. Мы можем тосковать по прошлому, а можем принять его или даже приветствовать его как возможность.

Точно так же на протяжении всей истории происходили сдвиги парадигм — самыми последними из них приходят на ум адаптация компьютеров и Интернета. Некоторым это принесло новые карьеры, новые увлечения, по сути, новую жизнь. Некоторые, возможно, переусердствовали, некоторые, возможно, упорно отказывались в ущерб себе.

Является ли Covid изменением парадигмы, которое требует от нас адаптации? Да, я верю. Оно меняет то, что находится в нашем распоряжении, как мы можем проводить время. В некотором смысле это заставляет нас вернуться назад во времени, полагаться на деятельность, не зависящую от недавних достижений человечества; с другой стороны, он использует средства связи людей, которые еще несколько лет назад были не так доступны. Пандемия может длиться несколько лет, но в некоторых аспектах мир, вероятно, уже не будет прежним.

Имеем ли мы право требовать, чтобы наша жизнь оставалась прежней? Требовать, чтобы возможности, которые у нас были вчера, были и сегодня? Нет, я верю. Конечно, нельзя не испытывать злость и грусть, когда, возможно, из-за отказа других от вакцинации наступает очередной карантин. Конечно, изменить других так же просто, как предотвратить собственное старение, и выплескивать на них свои эмоции не очень полезно.

Люди обладают удивительной способностью жить богатой жизнью, несмотря на явно плохие шансы. Нет никаких шансов, что эта ситуация сравнится с худшими временами в истории — и все же в те времена люди находили способы быть счастливыми. Нас возмущает только скорость и внезапность перемен, учитывая относительное спокойствие прошлых лет.

Пожалуй, мне легче. Мне никогда не требовалось много социальной активности, поэтому я приветствую возможность проводить больше времени с книгой в кресле или бегать по лесу, когда все остальное заперто. Будет ли это работать для всех? Нет. Будет ли кому-то полезно еще немного этого? Да. Хорошо известно, что ограничения и вызовы способствуют творчеству. Постарайтесь найти способы счастья, которые работают для вас в эти времена, будь то больше времени в одиночестве, больше времени с теми, кто живет с вами, больше времени на изучение возможностей в Интернете. Пересмотрите свои старые списки дел, возможно, вы обретете счастье, занимаясь вещами, которые вы иногда хотели, но раньше у вас не было времени, потому что под рукой были более радостные сиюминутные удовольствия.

Я не контролирую возможности, которые у меня есть, но я контролирую, какие из них я использую и как.

И это утешает меня.

Это, однако, не означает, что я перестаю заботиться о том, являются ли некоторые из ограничений, с которыми мы сталкиваемся, несправедливыми, незаконными или откровенно глупыми. Именно мои эмоции и то, как я провожу свободное время, я исключаю из этого уравнения.

Усиление и смещение недавности

Люди плохо воспринимают крупномасштабные события. По сути, мы все еще соплеменники или животные, мы понимаем то, что влияет на нас и наших близких, мы понимаем краткосрочные эффекты. Несмотря на наши успехи в моделировании, психологии, статистике, разуме и науке в целом, мы по-прежнему время от времени поразительно не можем применить правильное мышление.

Одна из таких ошибок заключается в том, что мы придаем большее значение событиям, которые для судеб мира мало что значат. В этом отношении этот раздел немного противоречит предыдущему. За исключением, по моему безоговорочному мнению, маловероятного варианта, что Covid скоро мутирует и уничтожит человечество, через несколько лет он, вероятно, исчезнет или сдержится с помощью адаптированных людей. Общество изменится — но наше внимание займут новые проблемы, новые события, новые беды. Спросите себя — были ли вы время от времени злы или печальны по сравнению с вашим сегодняшним уровнем десять лет назад? Беспокоят ли вас соответствующие причины и сегодня, как и тогда?

Иногда в этом обвиняют СМИ. И скорость, с которой мы получаем и требуем информацию и реакцию, внесла свою лепту — мы начали с нерегулярных глашатаев, мы перешли к еженедельным и ежедневным газетам, с телевидением нам предоставляли экстренные новости много раз в день, а в наши дни такие сети, как Twitter, соблазняют всех быть журналист и комментатор, притворяющийся прямым выходом на политиков и чиновников. Нет простого способа смягчить ситуацию — медиа — это наш продукт, наше отражение.

Извращенно интригующим образом Covid выявил определенные конфликты мнений, конфликты культур, которые ранее были более латентными и невидимыми. Мы видим, что большое внимание уделяется более или менее малоизвестным лицам или группам, мотивы которых иногда бывают благими, но наивными, а иногда скрытыми и зловещими. Здесь действуют две силы. Во-первых, простота установления и поддержания связей в сети заставила нас думать, что наше племя состоит из умов, в основном подобных нашим. Во-вторых, из-за привлекательности конфликта как для создателей мультимедиа, так и для автоматических алгоритмов генерации каналов, этому уделяется больше внимания, чем оно, возможно, заслуживает, подпитывая себя еще больше.

Кроме того, Ковид, похоже, жестоко обострил наше восприятие некомпетентности тех, кто отвечает, испорченный нашей верой в то, что мы лучше знаем правильные действия. Мы кричим о несправедливости, мы требуем, чтобы те, кого мы избрали, были такими же умными, как и мы. Были времена, не так давно, когда политики много говорили и принимали решения, но мир жил сам по себе, без оглядки. В наши дни сила самоизоляции заставила нас снова вспомнить, что под рукой. Кое-где обсуждается сама демократия, упоминаются провалы модели управления и рост популизма.

Я, конечно, жалею и ненавижу всех тех конспирологов, которые своими заблуждениями причиняют вред себе и другим. И я был бы, конечно, гораздо счастливее, если бы политические решения принимались более обдуманно. Но я не хочу, чтобы мой день был испорчен из-за того места, которое занимает глупость в моей медийной ленте. Потому что он играет крошечную роль в большом масштабе, как, в конце концов, и сам Covid.

И это утешает меня.

Выступаю ли я за то, чтобы перестать потреблять новости и жить в пещере? За отказ участвовать в политике, голосовать, думать, как быть активным ответственным гражданином? Хах нет. Управляйте своим бюджетом внимания и не гонитесь за тем, что не приносит вам пользы.

Заключение

То, что вы прочитали, в лучшем случае представляет собой посредственное введение в стоицизм, адаптированное к последним дням, а в худшем — литературное упражнение с плохим стилем. Моя проблема с текстами стоицизма, будь то книги или цитаты, заключалась в том, что они часто кажутся покровительственными, рисуя так легко просто сказать: «Я буду сохранять спокойствие».

Этот не исключение, я просто разминаюсь здесь.

Но дело не в том, что ваша жизнь изменится после прочтения этого или любого другого эссе. Нет, скорее, вы должны шаг за шагом прийти к собственному счету и оформлению внутреннего спокойствия; возможно, этому способствовало это эссе, возможно, некоторые другие.

Я могу ошибаться в большинстве вещей, и, возможно, лучше злиться и волноваться. Может быть, Covid убьет нас всех, может быть, изменение климата, а может быть, социальные беспорядки, революции и войны — и если многие из нас сейчас станут стоиками, мы потеряем единственный шанс предотвратить это. Но даже зная об этой возможности и признавая ее, я предпочитаю оставаться внутренне спокойным.